Что получится, если смешать стареющую монархию с обреченным браком и поп-музыкой 90-х? Питер Морган и Netflix знают лучше всех: получится пятый сезон «Короны».

После четырех ровных сезонов в плане сюжета, актерской игры и режиссуры драма о британской королевской семье совершила еще один скачок во времени, переместившись в 1990-е годы, десятилетие, известное в британской истории как период, когда монархия пережила один из своих величайших кризисов.

Елизавета II отмечает 40-летие своего восшествия на престол, Европа реформируется после распада СССР. На карте появляются новые страны.

Великобритания пытается наладить отношения с Россией после «железного занавеса», используя демократически настроенного Бориса Ельцина, а браки в стенах Букингемском дворце начинают рушиться один за другим. Последнее заложено как бомба, опасная для существования британской монархии. Корона в пятом сезоне сериала висит на волоске, который можно сломать одним щелчком СМИ и общественного мнения.

В этом контексте также рассматриваются сомнения в том, обладает ли Елизавета II (Имельда Стонтон) способностью, во-первых, контролировать своих своенравных детей и, во-вторых, освободиться от своего жесткого мышления и привычек, чтобы вписаться в рамки британского общества времен 90-х годов.

Спустя два года после окончания событий четвертого сезона Элизабет резко постарела, став какой-то вялой и растерянной по сравнению с образом королевы, который Клэр Фой и Оливия Колман изображали в первых четырех частях сериала.

Эта сюжетная линия начинается в августе 1991 года, когда газета Sunday Times опубликовала шокирующий заголовок на первой полосе: «Не пора ли королеве Елизавете II отречься от престола в пользу принца Чарльза». В материале утверждается, что глава монархии страдает так называемым «Синдром королевы Виктории». В переводе на доступный язык сравнение означает, что Елизавета слишком долго держалась за трон, а учитывая ее возраст, есть основания полагать, что ее отношения с политическими интересами страны и общественными движениями не идут в ногу с временем.

Опрос британцев и выводы журналистов моментально вызывают раскол в королевской семье. Принц Чарльз (Доминик Уэст), отдыхая в Италии с целью доказать, что его брак с Дианой (Элизабет Дебики) крепок как никогда, видит лазейку, чтобы пробраться к трону.

Чарльз тут же заканчивает совместный семейный отдых, не обращая внимания на слезы Дианы, и договаривается о встрече с тогдашним премьер-министром Великобритании Джоном Мейджором (Джонни Ли Миллер).

С недомолвками и литературными аллегориями принц Уэльский намекает, что согласен со статьей в Sunday Times: его мать слишком стара для власти, а он, с другой стороны, полон свежих идей, которые укрепят позиции британской короны.

После всех лекций и бесед с другими членами королевской семьи Мейджор приходит к выводу, который перенесется в финал сезона: если монархия и рухнет, то это произойдет из-за раздора изнутри, а не извне.

Создатель и главный сценарист сериала на этот раз предал свою стратегию сосредоточения повествовательной линии вокруг британской королевы, что вполне понятно. Ведь леди Диана была одной из самых значимых фигур в поп-культуре, а ее развод с Чарльзом стал одним из определяющих событий 1990-х годов. Было бы ошибкой оставить Диану в тени.

По мере углубления семейного распада и медийной войны, новый сезон «Короны» становится слишком многолюдным. Дело в том, что сериал не ограничивается простым упоминанием второстепенных персонажей, а дает им очень богатые образы, которые, хотя и хорошо написаны, смещают фокус с ядра сюжета.

Избыточное наслоение людей и событий также сохраняется в нескольких политических линиях сериала. Например, эпизод со свиданием Елизаветы и Бориса Ельциных, а также с первым визитом монарха в Москву начинается с пикантного рассказа о расстреле Романовых в 1917 году.

Этот шквал воспоминаний и новых лиц мешает плавному повествованию и лишает пятый сезон четкой точки соприкосновения. Большая проблема этой какофонии в том, что она затмевает королеву. Если первые четыре сезона Элизабет была объединяющей фигурой для всех остальных, то теперь она скорее приглашенная звезда. Скучная, вялая и бесцветная Имельда Стонтон далека от того тяжелого голоса, которым Клэр Фой одарила героиню в начале сериала.

Главные персонажи этого сезона – Чарльз и Диана. Если у вас хватит терпения «прополоть» окружающие их второстепенные образы, вы получите, пожалуй, одних из самых сложных персонажей двух наследников престола на телевидении. Впервые Чарльз не чистый злодей, а Диана – не святая.

Было бы логичнее, если бы Леди Диана была главным героем пятого сезона «Короны», заменив Элизабет, а после ее смерти эстафета перешла к следующему поколению. Но, очевидно, Питер Морган заблуждается, что он может быть Достоевским на экране, строя генеалогическое древо персонажей, конкурирующих за время трансляции.

Может быть, поэтому новая часть «Короны» значительно слабее предыдущих, а может быть, сериал еще и страдает «Синдромом королевы Виктории» – он слишком задержался и пора его заменить на что-то получше.

5 1 голос
Рейтинг
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии