На сериал «Гений» (Genius), который транслировался по National Geographic, похвалы спустились в июле, когда он получил 10 номинаций на премию «Эмми». Десять эпизодов, описывающих жизнь Альберта Эйнштейна такой, какой вы, вероятно, никогда не могли ее себе представить, оказались телевизионным шедевром. National Geographic доказал свою способность делать хорошие сериалы и достиг (и, возможно, превзошел) уровень своего прямого конкурента History Channel, который известен широко распространенным проектом «Викинги». Уже было объявлено, что будет и второй сезон, который расскажет о жизни другого гения прошлого – Пабло Пикассо. И судя по искусности, с которой первому сезону удалось охватить судьбу одного из самых блестящих физиков, которые когда-либо жили, мы можем свободно возложить большие надежды на второй сезон сериала. А вот что мы увидели в первом.

Первая драма по сценарию National Geographic

Достижения Альберта Эйнштейна известны всем – это человек, который сумел открыть новое понимание мира и поколебать устои знаний, сложившиеся к тому времени. Поколения физиков после смерти Эйнштейна следуют его теориям и работают в соответствии с ними, пытаясь доказать их. Его теории о работе пространства и времени привели к радикальному изменению нашего представления о том, как устроена Вселенная.

Но адаптация биографической книги об Эйнштейне Уолтера Айзексона, представленная в 10 эпизодах, – это нечто иное. Жизнь эксцентричного физика представлена искусными и реалистичными поворотами, которые после просмотра каждой серии вызывают желание проверить в Google, действительно ли произошло то или иное событие. (Предупреждение: 99 процентов событий полностью достоверно.)

С первых эпизодов становится ясно, каков будет ритм: мы будем смотреть параллельно в разные периоды жизни всемирно известного физика. Сериал делает «скачки» между юностью и началом его образования, где его сыграл актер Джонни Флинн, и его поздними годами, где Джеффри Раш невероятно перевоплотился в лохматого седовласого Эйнштейна. То, как гений представлен зрителю, дает вполне достоверный взгляд на его борьбу, силу и мятежный дух; мы видим молодого человека, который терпит неудачи, но не сдается; физика с необычайными идеями; человека, который выступает против подъема фашизма в 1930 году в Берлине. Однако все это не единственное, почему многие считают его эксцентричным.

То, что Эйнштейн защищает с первого до последнего дня свою карьеру ученого – это свобода  интеллектуального самовыражения, и именно за этой темой непрестанно следует сюжет. На этом строятся и другие черты гения: его гуманитарная природа, ненависть к национализму и ксенофобии (Эйнштейн был одним из немногих, кто в то время демонстративно читал лекции в университете для чернокожих), любовь к поощрению прав человека. И самое важное: разграничение мира науки и мира правительства. Это то, что Эйнштейн отстаивает до последнего дыхания. Невероятно ценными и реалистичными выглядят костюмы, места и сценография проекта, на которых разворачивается жизнь гения, и все тяготы, успехи, взлеты и падения, которые он испытывает.

Глубоко в мире… Милевы Марич

Эйнштейн как ученый известен всему миру – даже сегодня его теории продолжают изучаться, и некоторые из них доказаны. Тем не менее, сериал «Гений» также ясно показывает сущность Эйнштейна как мужчины и человека. Важную роль в этом играют интересные отношения Эйнштейна с его первой женой Милевой Марич (в исполнении очаровательной Саманты Колли), которую он окрестил просто Долли. Сербка по национальности и преподаватель физики и математики по образованию, она имеет дефект ноги и поэтому сильно хромает.

Ее знакомство с Эйнштейном в политехникуме быстро приводит к взаимоотношениям, рождению внебрачного ребенка, прерыванию ее обучения и отъезду в Сербию, а затем браку, который длится с 1903 по 1919 г.

Динамика между двумя супругами в сериале очень интересна – между ними есть настоящая химия, их миры очень близки и в то же время им удается жестоко дистанцироваться после того как Милева рождает двух (законных) детей и занимает положение домохозяйки и матери, а его карьера начинает головокружительно развиваться. Есть предположение, что Милева работала с Эйнштейном над каждой из его теорий и ответственна за огромную часть его успеха. Но пока мир поднимает его все выше и выше, Милева остается там, где ее оставил Эйнштейн: с фартуком дома, погруженной в заботу о двух своих сыновьях и ненавистью к своему мужу.

Интересно показано медленное возникновение неприязни между ними, которая убивает их любовь и создает минное поле, через которое их сыновья с трудом находят выход. Ситуацию усугубляет появление второй жены Эйнштейна (его кузина Эльза Эйнштейн), с которой он начал отношения еще до развода с Милевой. Однако сюжетная линия Милевы Марич является одной из самых положительных сторон сериала, и вызывает беспокойство относительно того, действительно ли Марич помогла одному из гениев современности получить Нобелевскую премию. Доказательства этого только косвенные – например, он отдал ей все деньги от упомянутой премии, не оставив себе ни копейки; в его письме к ней содержится следующая фраза: «Я буду счастлив и горд, если мы будем вместе, и сможем довести нашу работу над относительностью к счастливому завершению». Но, несомненно, переход Эйнштейна в среду высших слоев общества и самых светлых умов того времени, и контрастное проявление давления на Милеву как просто на жену и мать, создает сильную напряженность в зрителях и заставляет задуматься, а не было ли позади гения скрытого второго гения, который так и не получил возможности проявить себя.

Время блестящих умов

Помимо человека, который стоит за вечным уравнением E = mc2, в сериале показаны многие другие гении того времени. Лица и имена, которые оставили свой след в истории и которые жили в одно и то же время, в эпоху, наполненную блестящими умами. Их пути неизменно переплетаются в конфликтах и союзах, что приводит к действительно интересным выводам для зрителя. В этом сериале, например, появляется Фриц Габер, современник Эйнштейна и еще один гениальный ученый, который сегодня известен как «отец химического оружия» – он один из изобретателей метода синтеза аммиака из газообразного азота и газообразного водорода. Открытие, которое стало основополагающим в синтезе взрывчатых веществ и, впоследствии, значительной части ядовитых газов, используемых во время Первой мировой войны. Появляется и Макс Планк, один из первых физиков, посвятивших себя квантовой теории, которая революционизировала человеческое понимание атомных и субатомных процессов. Кроме того, есть сцены, включающие появление Карла Юнга, Пьера и Мари Кюри, Вернера Гейзенберга (который внес неимоверно огромный вклад в атомную теорию), Вильгельма Рентгена и многих других.

Но в центре Genius неизменно остается Эйнштейн, и нельзя отрицать, что его гениальность представлена очень доступным способом. Есть сцены, в которых он объясняет свои теории другим людям («рисуя» в воздухе воображением) – сцены, которые можно назвать только блестящими. А исполнение молодого и старого Эйнштейна (Джонни Флинн и Джеффри Раш), а также второстепенные роли Саманты Колли, Эмили Уотсон, Джошуа Акехерста, Юджина Саймона, Теодора Реймонда Найта и многих других отлично подобранных актеров, образуют вполне насыщенную сюжетную линию с идеальной концовкой, дающей повод для многих размышлений.

На очереди Пикассо!

Мы уже знаем, что второй сезон биографического сериала будет охватывать жизнь Пабло Пикассо – легендарного испанского художника, который умер в 1973 году на 91-м году жизни. Он был выбран за его огромное влияние на искусство в целом и за совершенно новое видение искусства, которое он пропагандировал в то время. История будет иметь много драматических поворотов и удивительных фактов, так как у Пикассо было множество романтических связей, не говоря уже о том, что он жил во время двух мировых войн и гражданской войны в Испании. Его социальный круг включал такие имена, как Коко Шанель, Эрнест Хемингуэй, Анри Матисс, Гертруда Стайн и Жак Кусто.

По данным National Geographic, в США «Гения» посмотрело 1.8 миллиона человек, а по всему миру – около 45 миллионов. Кен Биллер, исполнительный продюсер сериала, подчеркнул, что выбор Пикассо для второго сезона был сделан после изучения многих других личностей, которые сегодня считаются гениями в своих областях.

Производство второго сезона начнется до конца года, а премьера ожидается весной 2018-го. Создатели снова запланировали перевоплощения двух актеров, чтобы показать Пикассо в молодом и зрелом возрасте. Продюсеры также поделились планами на третий сезон, и если таковому суждено появиться, то главным героем в нем будет женщина. «Но это сложнее, потому что это должно быть очень узнаваемое имя, а выбор из прошлого невелик», говорит Биллер. «Это не значит, что в истории не было гениальных женщин, просто многие из них, к сожалению,  были забыты».

0 0 голоса
Рейтинг
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии