«13 причин почему»: культ суицида или история, которая заставит вас задуматься?
- Автор: Horrible
- Рубрика: Премьеры
- Без коментрариев
- Просмотров: 3.54k
Всего через три недели после появления на онлайн-платформе Netflix «13 причин почему» (13 Reasons Why) стал самым широко обсуждаемым сериалом в социальных сетях, а еще через две недели он был продлен на второй сезон. И хотя сериал был встречен бурным восторгом как критиков, так и зрителей, его особенная тематика стала объектом пламенной дискуссии о границах допустимого в произведениях, предназначенных для подростков.
Данная статья содержит «спойлеры» (описание части сюжета и некоторых событий) первого сезона «13 причин почему», так что если вы не хотите их знать – прекратите читать в этом месте.
Основанный на одноименном романе Джея Эшера, «13 причин почему» рассказывает историю Ханны Бейкер – учащейся средней школы, которая кончает жизнь самоубийством. Ханна оставляет тринадцать аудиокассет, на которых подробно изложены причины ее решения. Кассеты попадают к Клею – однокласснику и приятелю Ханны, который берется распутывать клубок тайн вокруг трагического выбора молодой девушки. Сериал стремится в полном объеме показать жизнь современных подростков и затрагивает ряд серьезных социальных проблем, таких как самоубийства, физические и вербальные домогательства, употребление алкоголя и наркотиков, изнасилования и влияние социальных сетей.
Одно из величайших достоинств сериала – это исключительный профессионализм, с которым он был создан. В нем нет ничего из того, что часто встречается в работах для более молодой аудитории. Так же как подростковые книги, которые обычно пишутся на элементарном языке, современные фильмы и сериалы для тинэйджеров имеют тенденцию быть на посредственном художественном уровне. «13 причин почему» сильно противоречит этой парадигме и представляет собой чрезвычайно качественный продукт, который хотя и ориентирован прежде всего на подростков, также может легко доставить удовольствие зрителям с более высокими эстетическим вкусом. И я никогда не думала, что скажу что-то подобное о сериале, одним продюсеров которого является Селена Гомес.
В структурном отношении «13 причин почему» точнее большинства сериалов от Netflix. Проекты популярной онлайн-платформы часто напоминают многочасовые фильмы, нарезанные случайными кусочками, а не сумму всех отдельных эпизодов. 13 Reasons Why выигрывает своей четкой и точной структурой – тринадцать отдельных причин, почему героиня сделала то, что она сделала, на тринадцати отдельных кассетах, представленных как тринадцать отдельных эпизодов. Таким образом, каждый эпизод имеет свою собственную причину существования, а также свое начало, середину и конец. Разумеется, сама история общая, тринадцать причин являются частью одного процесса, но отдельные этапы этого процесса определены очень четко, поэтому зрителю после просмотра только одного эпизода будет казаться, что он увидел что-то целостное, а не просто отдельные фрагменты разных сюжетных линий. В то же время действие протекает так гладко, а история настолько увлекательна, что ты едва можешь остановиться, посмотрев одну серию.
Атмосфера и видение сериала – это интригующее смешение модернизма и ностальгии. Довольно многое, о чем говорят персонажи, а также технологии, которые являются постоянным элементом их жизни, обозначает действие в настоящем. Одновременно с этим сериал сильно полагается на ряд классических подростковых фильмов 80-х, заимствуя у них визуальные приемы для построения атмосферы. Выбор аудиокассет вместо компакт-дисков или mp3 не случаен и не является единственным элементом, свидетельствующим о том, что герои живут не в наши дни – саундтрек полон ремиксов песен из 80-х, а один из самых важных и эмоциональных моментов разыгрывается под сопровождение Vienna от Ultravox. Сама главная героиня, Ханна, в ряде сцен выглядит как копия Айони Скай из фильма «Скажи что-нибудь». В итоге эти эпизоды оставляют ощущение, что ты смотришь что-то одновременно современное и классическое.
Это особое сочетание в стиле также сопровождается интригующей жанровой комбинацией, которая прекрасно иллюстрирует жизнь подростков. Основная история – подростковая драма со всеми соответствующими элементами – недосказанными чувствами, танцевальными вечерами, неискренними отношениями с родителями, стыдом, виной, спотыканием о человеческие ошибки. Но кроме этого сериал также можно рассматривать как захватывающий криминальный детектив. С самого начала мы знаем личность жертвы, как и ее убийц, но не понимаем мотивов преступления. Мы узнаем их понемногу, час за часом, благодаря различным подсказкам. В дополнение к этому в некоторых моментах сериал идет прямо как шпионский триллер. Иногда даже кажется, что ты смотришь не современный сериал о подростках, а фильм о Холодной войне – главные герои разделены на разные фракции, и хотя они поддерживают официальные дипломатические отношения, в действительности они враждуют и активно работают над их взаимным уничтожением. Наконец, уже в первых нескольких эпизодах сериал вводит идею о том, что восприятие реальности является очень субъективным процессом и что одно и то же событие его участники могут трактовать по-разному. Поэтому по мере продвижения вперед усиливается ощущение того, что Ханна – ненадежный свидетель и преднамеренно лжет. В какой-то момент ты не знаешь, кому можно доверять и чью правду принять. По моему мнению, это одно из наиболее верных изображений жизни современных подростков.
Актерская игра также на невероятно высоком уровне. Кэтрин Лангфорд необычайно играет роль трагической Ханны Бейкер и профессионально показывает различные этапы, через которые проходит героиня. Дилан Миннетт блестяще сыграл Клея Дженсена – мальчика, слушающего кассеты. Остальные подростковые роли также сыграны великолепно – от безмятежно таинственного Тони (Кристиан Наварро) и язвительной Джессики (Алиша Боэ) до очаровательного, но бессердечного Джастина (Брэндон Флинн). Все эти персонажи сложны и многослойны, никто не является абсолютно плохим или полностью хорошим. В руках этих молодых актеров эти качественно написанные роли оживают так, что их можно назвать только впечатляющими.
Но величайшее исполнение в сериале принадлежит Кейт Уолш, которая знакома российским зрителям по ролям в сериалах «Анатомия страсти» и «Частная практика». Здесь Уолш играет миссис Бейкер, мать Ханны, и ее выступление более чем восхитительно. Многие сцены в сериале на самом деле являются воспоминаниями последнего года в жизни Ханны – Уолш часто присутствует в них, и ее участие является одними из самых болезненных сцен сериала. Разница в поведении и манерах матери до и после трагической потери настолько прекрасна и настолько изощрена, что при каждом появлении Уолш я была готова расплакаться.
А за пределами потрясающей игры актеров, качественной режиссуры и глубокого и плотного сценария стоит большое послание сериала. По своей сути «13 причин почему» – это отчаянный призыв к сопереживанию и состраданию. Этот призыв выражается мучительно и страстно. Сериал не просто интригующий и увлекательный, он очень напряженный и депрессивный. Клей слушает кассеты самоубийцы Ханны, и мир раскрывается перед ним в новом, гораздо более темном свете. В какой-то момент все уродство и циничность вокруг всего заставляет его с тревогой понять Ханну. Многие критики писали, что этот сериал должен был быть более осторожным и представить темы депрессии и самоубийства в более легкой форме, пригодной для подростков, но «13 причин почему» от начала до самого конца остается бескомпромиссным. Сериал смело и смело показывает жестокую реальность, в которой подростки живут сегодня. Показывает, что современный мир лишен теплоты и сострадания, и каждое слово или жест оказывает влияние на всю картину. И да, подчеркивает, что все ответственны за то, мы делаем с другими – словами, поступками или даже жестами. Эта бескомпромиссная идея сериала позволяет сравнить его с рядом классических произведений великих гуманистов, в том числе с романом «Братья Карамазовы» Достоевского, в котором говорится, что «(…) каждый единый из нас виновен за всех и за вся на земле несомненно, не только по общей мировой вине, а единолично каждый за всех людей и за всякого человека на сей земле».
Хотя зрители и критики тепло приняли сериал, нашлись те, кто поспешил вынести ему различные обвинения. Я бы хотела использовать этот обзор для рассмотрения некоторых из них. Одно из критических замечаний заключается в том, что «13 причин почему» может привести к обострению кризиса самоубийств среди подростков, вместо того чтобы смягчить его, поскольку сериал показывает мир в слишком жестоком свете. Я считаю, что это замечание лишено логики. Мне кажется глупым, вместо того чтобы думать о нарушениях мира, в котором мы живем, сидеть и жаловаться на сериал, который показал их. Стал бы этот сериал таким популярным и спровоцировал бы столь много дискуссий, рассказывая он историю, в которой главная героиня подумала о самоубийстве, но потом обратилась к хорошему психологу, получила необходимую профессиональную помощь, и все закончилось счастливым концом? Ценность «13 причин почему» состоит в том, что он поднимает на поверхность запоздалый разговор о самых серьезных проблемах, с которыми сталкиваются сегодняшние подростки, и делает это, не щадя публику. Или то, что происходит в коридорах школ, стало настолько страшным, что это не следует показывать в сериалах для подростков?
Многие люди раскритиковали сериал за то, что он превращает самоубийство героини в спектакль. Это снова кажется мне бессмысленной придиркой. Любой фильм о проблемном вопросе в той или иной степени превращает нечто уродливое и серьезное в спектакль – военные фильмы превращают ужасы войны в зрелищный праздник для глаз, высокобюджетные боевики делают шоу из массовых разрушений и катаклизмов. 13 Reasons Why рассказывает трагическую историю молодой девушки, рассказывает ее с любовью и состраданием, и показывает важные вещи современным подросткам, чтобы предотвратить такие трагедии. В этом нет ничего неуважительного.
Последнее популярное замечание заключается в том, что сериал доносит до подростков неверное представление о рисках самоубийства, говоря им: «Если вы умрете и оставите предсмертное послание, вы накажете всех тех, кто причинил вам зло! Слушая вас, люди будут тронуты и поймут, как плохо они себя ведут, вы дадите им урок всей жизни!» Это не так. Сериал показывает, как кассеты Ханны попадают в руки ее одноклассников, но реакции людей, слушающих трагическое послание, далеко не одинаковые. Многих вообще не задели предсмертные слова Ханны, другие считают, что она лжет, третьи реагируют с раздражением и хотят, чтобы все поскорее закончилось, и они могли продолжить жить как обычно. Основные виновники смерти Ханны не говорят «О, как плохо я поступил, я буду сожалеть об этом до конца жизни!», а просто беспокоятся за самих себя. Если в сериале есть сила, которая активно борется за справедливость, то это Клей, а не Ханна. То есть «13 причин почему» говорит нам, что борьба может вестись только живыми, что самоубийство не просто меняет поведение виновных, а даже помогает им скрыть свои грехи, дает им оправдание, но также приносит огромную скорбь людям, которые этого не заслуживают. Я повторю, одним из самых главных образов сериала является мама Ханны, которая больше всего страдает от ее действий, и в то же время она персонаж, который никоим образом не заслуживает этих страданий. Она хорошая мать и ответственный родитель. Показывая ее горе, сериал поднимает вопрос о боли, которую самоубийца причиняет родственникам и близким, и абсолютно не смещает ответственность за причинение этой боли.
В конечном счете «13 причин почему» – это невероятно смелый проект, который заслуживает уважения хотя бы за это. Он поднимает важные вопросы и придает тон дискуссиям, в которых наше общество отчаянно нуждается. Кроме того, он выполнен с огромным профессионализмом, беспрецедентным для современных проектов, направленных на подростков. Как произведение искусства этот сериал носит исключительно качественный характер. Как социальный феномен – он значителен и необходим. Что еще нам нужно?